Одноместный подкосный среднеплан "ГСП-115"

Thread moderators: Jeka55

Daos

От модели к планеру!
Откуда
Москва
«Случай В.
Криволинейный полёт на малых положительных углах атаки при резком отклонении элеронов или выход из пике на малые углы атаки с максимальной скоростью. Сильно нагружается хвостовая часть крыла (задний лонжерон, концы нервюр). Из-за смещения назад центра давления
(Хq=0,45-0,6) крыло нагружено значительным крутящим моментом.»



Т.е., если задний лонжерон находится на 0,6 хорды , то в прикидочном расчёте на него можно вешать половину разрушающей? Ну и, при ином расстоянии между лонжеронами, - кратно плечам относительно ц.д., - остатки - на передний лонжерон? В случае В ,в сумме, на оба лонжерона должно прийти по расчётам половина разрушающей?
Если вы свои вопросы задаете применительно самолета, который стоит Jeka55, то у него расчетная схема - однолонжеронное крыло с подкосом. Это значит что в любом расчетном случаи весь изгибающий момент воспринимается только лонжероном. Задняя стенка нагружена перерезывающей силой, крутящим моментом и сосредоточеными силами от узлов навески флайперона.
Случай B характерен не только увеличением Мкр за счет смещения ЦД назад. Отлонение элерона ведет к изменению распределенния циркуляции вдоль размаха. Соотвественно изменяется Мизг, Qпер и Мкр.
 

Daos

От модели к планеру!
Откуда
Москва
... для СЛА всё проще должно быть?
Сколько раз сталкиваюсь с подобным заблуждением. Маленький самолет летаем по тем же самым законам что и остальные. Более того как правило полет происходит в пограничном слое атмосферы поэтому расчетные случаи полета в неспокойном воздухе для него могут быть определяющими. Едиственные фактор который "упрощает" расчтет - для СЛА предполагается относительно малый ресурс (но все равно его надо учитывать). С другой строны есть "отягчающие обстоятельства" - несовершенство самого расчета, не высокий уровень доступных технологий изготовления элементов конструкции и их контроля и т.п. Все это компенсируется удвоением значения коэффициента безопасности.
Главная мысль, которую хотелось донести - к проектированию СЛА надо относиться очень серьезно и не принебрегать опытом "большого" самолетостроения.
 
Последнее редактирование:

Jeka55

Я люблю строить самолеты!
Проверьте стенку лонжерона на устойчивость. Возможно надо будет стойки поставить.
Стойки на лонжероне будут установлены. Сразу не стал их приклепывать к лонжерону , так как потом не смогу приклепать к ним среднюю часть нервюры (заклепочником неудобно подлазить).

IMG_0017.JPG
 

iae

Я люблю строить самолеты!
Стойки на лонжероне будут установлены. Сразу не стал их приклепывать к лонжерону , так как потом не смогу приклепать к ним среднюю часть нервюры (заклепочником неудобно подлазить).
Надо посчитать стенку на устойчивость. Может быть надо будет между нервюрами стойки ставить.
 

Daos

От модели к планеру!
Откуда
Москва
Стойки на лонжероне будут установлены. Сразу не стал их приклепывать к лонжерону , так как потом не смогу приклепать к ним среднюю часть нервюры (заклепочником неудобно подлазить).

Посмотреть вложение 520312
уголок.jpg

Обведенные части профиля - абсолютно лишние. Расстояние от заклепки от края считаем -> 2*D(диаметр заклепки)+2мм.
Вопрос- чем обусловлен выбор вытяжных заклепок при сборке каркаса???
 

Visitor

Я люблю строить самолеты!
Все ведь понятно и ежику: мое участие излишне. В таком тоне общение неприемлемо.
Так, что "сама-сама-сама".
Ну, что ж, как говорится, баба с возу - кобыла в курсе. :giggle:
 
  • Великолепно!
Reactions: UF0

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Вытяжными заклепками клепа ь на порядок проще. При использовании заклепок приличных фирм (Bralo и др.) каждый тип снабжен сведениями о предельных срезающ х и о рывных нагрузках;номенклатура их очень широкая, а удобство клепать замкнутые профили позволяет большие возможности, чем полно елые заклепки.
Я таким образом построил три самолета, в т. ч. пилотажный Ларос-100 с 200пс льным мотором, перегрузками до 7g и Vmax 350 км/ч. Претензий к заклепочным швам не нашлось - тем более, что проверял соответствие разрушающих нагрузок декларируемых производителем.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Ну, что ж, как говорится, баба с возу - кобыла в курсе. :giggle:
Вы, вероятно, воспитание получили в детдоме и не обучены правилам элементарной вежливости. Увы, с этим что-то делать поздно.
 

Jeka55

Я люблю строить самолеты!
Вопрос- чем обусловлен выбор вытяжных заклепок при сборке каркаса???
Выбор вытяжных заклепок при сборке каркаса обусловлен следующими факторами:
- простота, технологичность и предсказуемый конечный результат, не зависящий от "кривизны рук" (в отличии от использования полнотелых заклепок).
- так как для клепки средней части нервюры используются в основном обычные строительные вытяжные заклепки 3,2х6мм (покупал по 260 рублей 1000 шт), для надежности (дублирования) каждый раскос нервюры приклепывается 4-мя заклепками.
- наличие в продаже и приемлемая цена строительных вытяжных заклепок 3,2х6мм (покупал по 260 рублей пачку 1000 шт)
 

Daos

От модели к планеру!
Откуда
Москва
Выбор вытяжных заклепок при сборке каркаса обусловлен следующими факторами:
- простота, технологичность и предсказуемый конечный результат, не зависящий от "кривизны рук" (в отличии от использования полнотелых заклепок).
- так как для клепки средней части нервюры используются в основном обычные строительные вытяжные заклепки 3,2х6мм (покупал по 260 рублей 1000 шт), для надежности (дублирования) каждый раскос нервюры приклепывается 4-мя заклепками.
- наличие в продаже и приемлемая цена строительных вытяжных заклепок 3,2х6мм (покупал по 260 рублей пачку 1000 шт)
Не буду спорить, что бы очередной раз не поднимать тему бытовых вытяжных заклепок в самолетостроении:) Выбрали и выбрали. Вам уничтожать условные цели:)
Хочу только отметить:
- простота - обманчива. Затраты по времени практически одинаковы.
- технологичность - работа с вытяжными ОСТ-вским заклепками сложнее (про бытовые даже не говорю). Требование соотвестивия длины вытяжной заклепки и толщины пакета, а так же к диамеру отверстия весьма жесткие.
- с ОСТ-овскими вытяжными заклепками результат не всегда прогнозируем. Приходилось не раз с этим сталкиваться. Там где действуют знакопеременные нагрузки желательно их не применять.
- и за меньшей несущей способости вытяжной заклепки приходится переходить на большие ее диаметры, а это, либо снижение прочности соединяемых деталей либо учеличение их веса.
На мой субъективный взгляд вы весьма рискуете, собирая каркас на бытовых заклепках.
 

Daos

От модели к планеру!
Откуда
Москва
Вытяжными заклепками клепа ь на порядок проще. При использовании заклепок приличных фирм (Bralo и др.) каждый тип снабжен сведениями о предельных срезающ х и о рывных нагрузках;номенклатура их очень широкая, а удобство клепать замкнутые профили позволяет большие возможности, чем полно елые заклепки.
Я таким образом построил три самолета, в т. ч. пилотажный Ларос-100 с 200пс льным мотором, перегрузками до 7g и Vmax 350 км/ч. Претензий к заклепочным швам не нашлось - тем более, что проверял соответствие разрушающих нагрузок декларируемых производителем.
Без комметарием:). Мог бы понять такой нетрадиционный выбор если бы компания производитель заклепок была бы генеральным спосором строительства вашего самолета.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Без комметарием:). Мог бы понять такой нетрадиционный выбор если бы компания производитель заклепок была бы генеральным спосором строительства вашего самолета.
Применяя заклепки согласно предельнвм нагрузкам, особых требований к отверстиям не предъявляют: достаточно их диаметр делать на 0.1 мм больше номинала заклепки. Мнение о примерном равенстве трудоемкостей вытяжных и полнотелых заклепок оставляю на Вашей совести, имея собственный опыт клепки тех и других с противоположным выводом - особенно, не в самых открытых, а то и совсем недоступных для пОддержки, местах. Качество клепки вытяжными практически не зависит от рук, определяясь, в основном, инструментом, в отличие от ударной клепки, когда руки точно, должны расти из правильного места.
В итоге: будучи профильным спецом и автором проектов разных видов ЛА кроме вертолета, построенных и летающих - определенные основания для выбора технологии, как бы, в наличии.
А каждый волен прислушаться, либо пренебречь.
P. S. На выставках во Фридрихсхафене легких самолетов, склепанных вытяжными закоепками - множество.
P. P. S. К мнению относительно бытовых заклепок безвестных производителей, однако, присоединяюсь: они нуждаются, по крайности, в испытаниях на срез и отрыв в количестве, достаточном для статистики: озвученные их цены не внушают оптимизма.
 
  • Ничего себе!
Reactions: UF0

Daos

От модели к планеру!
Откуда
Москва
Применяя заклепки согласно предельнвм нагрузкам, особых требований к отверстиям не предъявляют: достаточно их диаметр делать на 0.1 мм больше номинала заклепки. Мнение о примерном равенстве трудоемкостей вытяжных и полнотелых заклепок оставляю на Вашей совести, имея собственный опыт клепки тех и других с противоположным выводом - особенно, не в самых открытых, а то и совсем недоступных для пОддержки, местах. Качество клепки вытяжными практически не зависит от рук, определяясь, в основном, инструментом, в отличие от ударной клепки, когда руки точно, должны расти из правильного места.
В итоге: будучи профильным спецом и автором проектов разных видов ЛА кроме вертолета, построенных и летающих - определенные основания для выбора технологии, как бы, в наличии.
А каждый волен прислушаться, либо пренебречь.
P. S. На выставках во Фридрихсхафене легких самолетов, склепанных вытяжными закоепками - множество.
P. P. S. К мнению относительно бытовых заклепок безвестных производителей, однако, присоединяюсь: они нуждаются, по крайности, в испытаниях на срез и отрыв в количестве, достаточном для статистики: озвученные их цены не внушают оптимизма.
Я писал не об абстрактных понятиях, а конкретно по сборке лонжерона крыла автором темы. Почему вы сделали выводы о применении ударной клепки мне не совсем понятно. Наиболее отвественные сборки (это относиться к лонжерону) выполняются прессовой клепкой. Иммено о использовании такой клепки я подразумевал, когда писал о примемуществах по быстроте, технологичности и предсказуемом коенчном варианте. Мы в своей работе применяем все варианты клепки, но приоритет имеет пресс. Стараемся сводит к минимуму ударную клепку, хотя ею владем в совершенстве - отремонтированны десятки планеров и самолетов.

P.S. Наглядный пример что бывает с вытяжной ОСТ-вской заклепкой в реальности в процессе эксплуатации - Типовой пример ослабления вытяжной заклепки
 
Последнее редактирование:

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Про ОСТовские заклепки я не сказал ни слова - их доступность для подавляющего числа самоделов - околонулевая.
Понять, что имеется в виду именно каркас лонжерона, по Вашему тексту не было никакой возможности - естественно, было воспринято, как общая критика применения одностороннего крепежа, как класса. И степень ответственности агрегата вполне компенсируется правильным выбором коэффициента безопасности.
Примерами ослабления полнотелых заклепок можно заполнять страницы, но достаточно привести всего один признак ослабления - появление темного ободка вокруг головки: в его отсутствие, заклепка работает штатно.
И, наверное, еще довод в защиту вытяжных заклепок. Часто применяемые в легких самолетах, ферменные конструкции, из труб получаются гораздо легче, жестче и прочнее - но сваривать и термообрабатывать такие фермы, возможность есть не всегда, не у всех ине все материалы подходят. Поэтому, ферма ф-жа Су-26 и сварена из стали ВНС-2, что печи для послесварочной термообработки на фирме Су не было, а ВНС-2 в ней не нуждается.
Вот, фермы фюзеляжей с-тов Ворон и Ларос-100 были выполнены клепаными - и именно вытяжными заклепками Bralo.
На этой оптимистической ноте, дискуссию предлагаю закончить, оставив за каждым ее участником право остаться при своем мнении.
 

Visitor

Я люблю строить самолеты!
Продвигается не спеша. Склепал за зиму средние части нервюр 26 шт.
Уголок верхней полки нервюры удалось нормально согнуть, без прокатки? В сторону не уводит? Интересует твоя технология.
 
Последнее редактирование:

Jeka55

Я люблю строить самолеты!
Уголок верхней полки нервюры удалось нормально согнуть, без прокатки? В сторону не уводит? Интересует твоя технология.
Верхнюю полку нервюры гнул без прокатки. Сделал стапель для нервюры. В местах наиболее крутого изгиба верхней полки нервюры, просверлил перьевым сверлом в ламинированной фанере два углубления диаметром 15мм и глубиной 10 мм. Потом вставил в стапель верхнюю полку нервюры (алюм. уголок АД31 15х15х1 мм), поджал двумя струбцинами, и затем с помощью деревянной дощечки и молотка, ударил по ал.уголку в местах углублений в ламинированной фанере. Затем окончательно поджал струбцинами верхнюю полку нервюры к верхней стенке стапеля, и ударил еще по одному разу. Затем не снимая струбцин, собрал нервюру на белых строительных саморезах, и достал из стапеля. После этого установил недостающие вытяжные заклепки. После этого, белые саморезы выкручивал по одному, и вместо них ставил вытяжную заклепку. Верхняя полка нервюр получилась ровная.

1.JPG


2.JPG


3.JPG
 
Вверх