Одноместный подкосный среднеплан "ГСП-115"

Thread moderators: Jeka55

Visitor

Я люблю строить самолеты!
Логично, конечно же , междусобойчик не устраивать, а помочь Евгению дельными советами.
Я, вот, например, полуоси делал из штоков автомобильных амортизаторов: D=20, 22 мм, с высверловкой лишнего "мяса" по оси и нарезанием резьбы под гайку. Её вставляешь в трубку внутренним D=20 или 22 мм. Ну, естественно - ставится распорная втулка между внутренними обоймами подшипников колеса.
Для данной категории ЛА хватает обычных шариковых подшипников, подходящих по D-оси, без учёта осевых составляющих нагрузок при посадке со скольжением. Быстрее пневматик слезет с диска, чем убьёшь подшипник.
Единственный совет: узлы трапеции делать на продольном ребре фюза, совместив со шпангоутами, а не под ним. И верхний узел амортизатора выносить выше, совместив с узлом крепления задней стенки ( лонжеоона) к фюзу, а не на середине вертикальной части шпангоута. Этим увеличится ход трапеции при жёстких посадках и не надо будет лепить лишних раскосов и узлов.
Узлы крепления шасси и поплавков и т.п. делают. как правило, в местах фюза, где пересекается продольный и поперечный набор. Это избавляет от лишних раскосов и прочих усилений прямолинейных элементов каркаса фюза.
 
Последнее редактирование:
  • Мне нравится!
Reactions: iae

Stanislavz

Я люблю строить самолеты!
На счёт АД31, я с вами пожалуй соглашусь. В прочем и "Хватит умничать" относится к вам в равной мере.
Ад31 не так и плох для фермы. Особенно с учетом наличия более широкого сортамента. Хоть и для подкосного средне/плече плана тоже все очень ок. Но нужно все считать под тот сортамент который есть.

Интересно бы услышать варианты для свободного крыла, антикризного/самолета из хозмага ?
Как Як с одним деревянным лонжероном ?
 

RommT

Парапланеристы парни плечисты(с)
У Е-12 трубки шасси из ~25(?)мм тонкостенной стальной трубы, нормальную эксплуатацию выдерживают, при жёстких приземлениях с парашютирования слегка гнутся. Разница в весе небольшая с АД31, но устойчивость в разы выше. Думаю можно аналог из дюраля подобрать меньше по весу, или не заморачиваться и поставить стальную/нержавеющую, которую можно будет варить ещё.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Интересно бы услышать варианты для свободного крыла, антикризного/самолета из хозмага ?
Посмотрите ветку Zola: в нем практически вся конструкция выполнена именно из этого материала. Если не в курсе, напомню, что Ларос-100 с 200-сильным Лайкмингом и перегрузками +7... -5g, также из этих профмлей и сделан
АД31 не закалённый имеет низкий предел текучести всего 60 Мпа. По напряжению возможно понадобятся большие сечения.
Вы, на самом деле, собственными руками замерили такой предел текучести - везучий. Я же, в процессе постройки упомянутого Лароса, замерял предел текучести АД31Т1 - получался 20...22 кГ/ мм*2. Сырых же профилей мне и не попадалось - хотя и допускаю возможность их существования.
Мои же рекомендации к использованию АД31 предусматривают его приобретение у фирмы, способной предоставить сертификат на партию с указанием мех. характеристик - в крайнем случае, провести прочностные испытания например, на изгиб - это совсем несложно.
При всем, при том, в качестве расчетных величин, пользовался декларируемыми в справочниках - так, предел прочности брал 15.5 кГ/ мм*2, что включало и запас на коэффициент незнания.
 

Stanislavz

Я люблю строить самолеты!
Посмотрите ветку Zola: в нем практически вся конструкция выполнена именно из этого материала. Если не в курсе, напомню, что Ларос-100 с 200-сильным Лайкмингом и перегрузками +7... -5g, также из этих профилей и сделан
Спасибо, да смотрел и видел. И все что мог скачал в архив.

И всетаки - самолет на столе/плакате это газайле. Но не в дереве. Или пластик или металл. И как я не считал крыло с лонжероном из ад31 - углепластик из приенай более предсказумый и по весу меньше. Но и композит нашел 1.2 мм толщиной. Очень приятная штука. Но тяжеловата..

Вот.

Подскажите как женить углепластиковый лонжерон с фермой из ад31 / сварной из стали.
 
Последнее редактирование:

Stanislavz

Я люблю строить самолеты!
Не в тему, но нашел сайт с фотками сборки мс100 коломбана. Который из металла.


И - такую форму, я сразу могу вырезать в твердом пенопласте как матрицу негативную под композиты. И низ закруглит как в газайле / мср.

IMG_20221101_221733.jpg


IMG_20221101_221659.jpg
 

iae

Я люблю строить самолеты!
Вы, на самом деле, собственными руками замерили такой предел текучести - везучий. Я же, в процессе постройки упомянутого Лароса, замерял предел текучести АД31Т1 - получался 20...22 кГ/ мм*2.
Нет, из справочника взял. Вы же, наверное материалы для Лароса не в леруа мерлен приобретали, как Jeka55. С них станется. Хотя, может быть я пристрастен к леруа. Сам же автор ветки о АД31, а не АД31Т1 пишет. Кстати, несколько выше он хотел трубу испытать на прочность и опубликовать результаты. Ждём с нетерпением.
 

Строитель самолета

Я люблю строить самолеты!
Найти АД31т1 действительно проблема. Продавцы не знают что это, когда начинаешь объяснять про 3 кратную разницу в прочности , говорят в массе,что у них АД31 от греха подальше . Те кто говорят да, да, АД31т , ни чем подтвердить не могут. И в современной России не вижу причин для лишней операции, удорожающей продукцию, как термообработка. Халтура во всех направлениях. Поэтому испытывайте
 

Jeka55

Я люблю строить самолеты!
Кстати, несколько выше он хотел трубу испытать на прочность и опубликовать результаты. Ждём с нетерпением.
Результаты эксперимента по оси для шасси были в ответе №64. Продублирую ответ. Взял для эксперимента трубу 22х1,5 мм, зажал один край трубы в тиски, и на расстоянии 1 метр от губок тисков, начал создавать безменом усилие. Труба согнулась при усилии 18 кг.
 
  • Мне нравится!
Reactions: iae

iae

Я люблю строить самолеты!
Результаты эксперимента по оси для шасси были в ответе №64. Продублирую ответ. Взял для эксперимента трубу 22х1,5 мм, зажал один край трубы в тиски, и на расстоянии 1 метр от губок тисков, начал создавать безменом усилие. Труба согнулась при усилии 18 кг.
Не заметил ответа. Где-то проскочил. Вы момент насчитали 22,8 кгм. Но этот момент взят с учётом коэффициент безопасности 1,65. Эксплуатационный момент при перегрузке 3 получается 13,81 кгм. Эксплуатационную перегрузку 3 труба выдерживает. Это хорошо. Но нада посчитать другие случаи нагружения: посадка на 3 точки, передний удар, боковой удар по крайней мере.
 

Строитель самолета

Я люблю строить самолеты!
Результаты эксперимента по оси для шасси были в ответе №64. Продублирую ответ. Взял для эксперимента трубу 22х1,5 мм, зажал один край трубы в тиски, и на расстоянии 1 метр от губок тисков, начал создавать безменом усилие. Труба согнулась при усилии 18 кг.
Для проверки предела текучести необходимо было ступеньчато нагружать, например с шагом в 1 кг, и после каждого нагружения проверять геометрию-как началась деформация необратимая значит достигнут предел текучести. И это произойдет при нагрузке в разы меньше чем 18кгМ( Если не термообработан, то при нагрузке 3,25 кгМ, напряжение в трубе достигнет 7 кг/мм2 и деформация будет необратимой) . Вы же не собираетесь рихтовать самолет после каждого полета? Кстати, по приведенным вами цифрам, напряжение в металле составит 38.8 кг/мм2
 
Последнее редактирование:

Любитель

Я люблю этот форум!
Откуда
Москва
Найти АД31т1 действительно проблема.
Не как реклама, а лишь для информации. В Алросе можно купить профиля практически любой конфигурации. В преобладающем большинстве они 6 метровые, но есть и 3метра, в основном круглые трубы. Резка по 2 метра бесплатная, если нужно порезать другой метраж, надо будет чутка доплатить. Отгружают через ТК по всей России. Все документы на партию предоставляют.
Иногда правда не бывает нужных профилей, так как склад "живой" и могут попросту выбрать эту позицию, но через какое-то время она появляется вновь. Все вопросы можно утрясти с менеджерами, все они компетентные и отзывчивые (во всяком случае, у меня было так) и "физиков" не посылают, как другие. Продадут и порежут хоть одну штуку.
 

iae

Я люблю строить самолеты!
Похоже Д16Т а не АД31. Если эксплуатационную перегрузку без остаточной деформации выдержит, можно ставить на шасси.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
И в современной России не вижу причин для лишней операции, удорожающей продукцию, как термообработка. Халтура во всех направлениях. Поэтому испытывайте
Гляньте, например, на этот каталог, из которого уже четверть века как,мы выбирали профили: Профиль - АЛРОС
Специальные усилия по поиску сырого материала привели к двум образцам из сотен видов и типоразмеров с обработкой Т, Т1 (преимущественно) и Т6.
Не берусь утверждать - но представляется, что данная обработка является естественным элементом технологии экструзии профилей и специально ставить на термообработку не потребуется.
В случае неуверенности, вероятность того, что перед Вами материал, все же, термообработан, следует надежно закрепить его образец, отмеритьмерное плечо, закрепив на нем подвес - и постепенно грузить его во много этапов, после каждого догружения отмечая наличие остаточной деформации. После обнаружения таковой, остается умножить нагрузку на плечо, а получившийся момент поделить на момент сопротивления сечения профиля, взятый из справочника, или рассчитанный делением момента инерции сечения на половину высоты профиля.
Еще проще определить предел текучести при наличии гидропресса с манометром. Тогда сила известна: остается определить, когда высота установленного образца уменьшится на 0.2 процента (0.1 мм для 50-миллиметрового образца) - именно так я тестировал все используемые профили.
 

Jeka55

Я люблю строить самолеты!
Какой поликарбонат (марка) весит 400г ?, везде пишут от 600гр...
Сегодня взвесил кусок прозрачного сотового поликарбоната толщиной 4 мм, нового, обернутого защитной транспортировочной пленкой с 2-х сторон. 1 кв.м. весит 0,527 кг. Если снять пленку, думаю будет весить меньше 0,5 кг/кв.м.
 
Сегодня взвесил кусок прозрачного сотового поликарбоната толщиной 4 мм, нового, обернутого защитной транспортировочной пленкой с 2-х сторон. 1 кв.м. весит 0,527 кг. Если снять пленку, думаю будет весить меньше 0,5 кг/кв.м.
Всё в Вас прекрасно - и одежда, и мысли... Но, ... сотовый поликарбонат - от лукавого. Извините за литературный вздрызг) Куда ни шло - СТЭФ.
 

Jeka55

Я люблю строить самолеты!
Всё в Вас прекрасно - и одежда, и мысли... Но, ... сотовый поликарбонат - от лукавого. Извините за литературный вздрызг) Куда ни шло - СТЭФ.
Обозначу положительные и отрицательные качества сотового поликарбоната.
Положительные качества:
1. Один квадратный метр СПК толщиной 4 мм весит примерно 450 грамм/кв.м, т.е. в раза легче СТЭФа толщиной 0,5 мм (900 гр/кв.м), в 3,2 раза легче Д16т толщиной 0,5 мм (1400 гр/кв.м). Площадь обшивки обшивки крыла ГСП-115 составляет 6м х (1м х 2) = 12м.кв.. Вес обшивки крыла из СПК 12м.кв х 0,450кг = 5,400кг. Вес обшивки крыла из СТЭФа 12м.кв х 0,900кг = 10,800кг. Вес обшивки крыла из листа Д-16т 0,5мм 12м.кв х 1,4кг = 16,8кг.
И даже при обшивке крыла тканью вес получится не намного меньше, чем при обшивке сотовым поликарбонатом. Вес обшивки крыла из ткани 12м.кв х 0,2кг =0,240кг. Но к этому весу нужно прибавить обшивку листом Д-16т толщиной 0,5мм носика крыла до лонжерона 6м х (0,3м х 2) =3,6м.кв., вес 3,6м.кв х 1,4 кг = 5,04кг. Итого 0,240кг + 5,04кг=5,280кг.
2. Строительная высота СПК 4мм, что в 8 раз больше СТЭФа и Д-16Т 0,5мм. Вероятно будет меньше "хлопунов" на крыле в полете, при одной и той же кривизне профиля крыла и шаге нервюр.
3. Обшивка крыла, с учетом перегрузки и коэффициента безопасности, будет испытывать максимальную нагрузку 240 кг / 7м.кв х 4ед х1,5коэф = 206 кг/м.кв. Провел эксперимент. На ровную поверхность стола положил лист СПК толщиной 4 мм, сверху положил квадратную фанерку 10х10см, на фанерку груз 2,06кг. СПК не продавился, остаточных деформаций нет.
4. СПК включен в силовую схему крыла, и снимает нагрузку на кручение. Меньшая прочность СПК, в сравнении с листом Д-16т, компенсируется большей площадью охваченного контура крыла. СПК по кругу оборачивает всю поверхность крыла, а дюралевый носок только 30% до лонжерона.
5. СПК можно купить на любой строительной базе, цена в разы меньше СТЭФа и Д-16т. Мне СПК (белый 4мм) привезли прямо домой, через неделю после заказа.
6. СПК не нужно грунтовать, красить. Возможно носик крыла усилю широким скотчем (шириной 200мм) или бронепленкой, применяемой у автомобилистов для защиты фар.
7.СПК легче клепать к нервюрам, т.к. он немного прозрачный. СТЭФ в этом отношении тоже удобно клепается вытяжными заклепками. Для клепки листа Д-16Т нужен навык и точность.
8.Поверхность крыла обшитого СПК идеально гладкая, чего трудно добиться с использованием ткани. Покраска обшивки из Д-16Т, что бы была идеально гладкая, тоже требует условий и навыков.
9. Упрощается изготовление рулевых поверхностей (элеронов, РВ, киля), т.к. заднюю кромка можно не сгибать П-образно, а сделать из алюминиевого уголка 10х10мм, и обернуть вокруг него П-образно СПК, что усилит жесткость задней кромки. При этом о толщине задней кромки РВ и РН (примерно 18мм) можно не беспокоиться, т.к. на некоторых самолетах, для повышения эффективности РН и РВ, ставят выступающие в поток воздуха пластинки. Снизится вес залонжеронной части рулевой поверхности, что положительно скажется на противодействии флаттеру. Так же СПК снимет нагрузки кручения у рулевых поверхностей.
А при обшивке рулевых поверхностей тканью, нужно устанавливать усиленные нервюры, заднюю кромку делать тоже усиленной, что бы не согнуло натянутой тканью. При обшивке рулевых поверхностей СТЭФом или Д-16Т, увеличивается вес залонжеронной части рулевых поверхностей, нужно ставить противофлатерные грузы.
10. В отличии от ткани, плохо рвется. Пластичный, не хрупкий.
11. Мелкие повреждения легко ремонтируются заплаткой из скотча.
Недостатки СПК:
1. Не устойчив к ГСМ.
2.Низкая температура плавления. Любая искра проплавляет дырку.
3.Низкая прочность при воздействии острыми предметами.
4.При обшивке крыла, в алюминиевых полосах 0,5х15мм, нужно предварительно продавливать углубления до 2-3мм под вытяжные заклепки, что бы вытяжная заклепка прижала ал.полосу к полке нервюры.
5.Вероятно, в сотах СПК может собираться конденсат воды.
 
Недостатки СПК:
Самый главный недостаток забыли.
Очень большой температурный коэффициент линейного расширения.
В диапазоне зима - лето 5 мм на метр изменение длины. Как клепать его, чтобы он мог двигаться?
Например сайдинг крепят в щелевые отверстия и шурупы до конца не затягивают. И здесь что ли так?

termorasshirenie.jpg
 

Любитель

Я люблю этот форум!
Откуда
Москва
А ещё он очень хрупкий и для работы с одним подкосом не годится. Непонятно как считать такую обшивку на кручение, ибо нет таких показателей, а в случае случайного механического повреждения, трещина под нагрузкой моментально распространится по приложенной нагрузке (можно читать, "крыло в труху"). Двухлонжеронное и двухподкосное, ещё куда бы ни шло, а так, это рулетка с 4 патронами в барабане из 5.
Поликарбонат должен стоять статично, на теплице, а не нагружаться не свойственными ему нагрузками в воздухе. МЛМ разумеется.
 
Вверх